Nov. 12th, 2015

scharapow_w: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] hullam_del_ray в Дезертирство в царской армии в годы Первой мировой войны
В последнее время исследователи все чаще ставят вопрос о способности России успешно продолжать участие в Первой мировой войне накануне Февральской революции. Некоторые авторы, положительно отвечая на него, говорят, что все угрозы моральному состоянию русских войск исходили извне. Для подтверждения этого необходимы, однако, конкретные исследования, в том числе и такого явления, как дезертирство.

Накануне Первой мировой войны дезертирство в царской армии существовало и даже увеличивалось. Так, в 1911 г. за самовольные отлучки, побеги и неявку были осуждены 8 027, а в 1912 г. – 13 358 человек. После вступления России в войну проблема дезертирства стала еще более острой. В сентябре 1914 г. командующий Юго-Западным фронтом Н.И. Иванов отмечал большое количество бродящих солдат и целых групп, их распущенность, случаи мародерства. С фронта писали, что при отходе полков второй очереди солдаты разбегались по деревням целыми взводами; множество дезертиров появилось в Варшаве. Солдаты массами бежали с поездов, шедших на фронт. По оценке начальника штаба Юго-Западного фронта М.В. Алексеева, с поездов дезертировали 20% нижних чинов. Зимой 1914 г. власти были озабочены уже дезертирством с фронта.

Только Варшавским жандармско-полицейским управлением за декабрь 1914 г. – февраль 1915 г. были задержаны 3 500 дезертиров. На железных дорогах Юго-Западного фронта с 15 декабря 1914 г. по 15 января 1915 г. задержали 12 872 человек. Н.И. Иванов указывал, что большая часть задерживаемых сознательно уклонялась с пути следования к своей части, не желая нести не только боевую, но и никакую службу. Начальник штаба Ставки Н.Я. Янушкевич писал в марте 1915 г. начальнику Жандармского корпуса В.Ф. Джунковскому, что побеги с поездов нельзя остановить взысканиями с солдат или малоопытных начальников эшелонов.

Множество случаев дезертирства было отмечено во время «великого отступления» летом 1915 г., когда после тяжелых боев солдаты «разбредались», частью попадая в плен или совершая побеги домой. Начальник снабжений Юго-Западного фронта сообщал в мае 1915 г., что солдаты, отстав от своих эшелонов, самовольно занимают затем места в пассажирских вагонах, размещаются на площадках и даже на крышах. Фронтовые штабы фиксировали в донесениях массу дезертиров, скрывавшихся среди беженцев. Еще больший размах приобрело дезертирство с поездов, перевозивших маршевые роты, которые комплектовались из ратников ополчения. На Юго-Западном фронте эти побеги составляли по 500–600 человек с поезда, т.е. более половины состава. При этом не действовали никакие меры предупреждения побегов: солдаты спрыгивали с поездов на ходу, невзирая на выстрелы охраны. Как правило, беглецы находили убежище в собственных или чужих деревнях, где жили месяцами. Беглые, отсталые, бродяжничавшие солдаты толпами появлялись на железных и грунтовых дорогах и Северo-Западного фронта, внося в войска «тлетворный дух деморализации».

С осени 1915 г. дезертирство сопровождалось беспорядками, мародерством, грабежами в тылу армии, что отчасти являлось следствием широкого участия войск в реквизициях имущества и поджогах полей с урожаем во время «великого отступления». Министр внутренних дел кн. Н.Б. Щербатов в сентябре 1915 г. оказался свидетелем «невероятной распущенности» солдатской массы под Оршей. Тогда же командующий Западным фронтом сообщал о массе отсталых солдат, потерянных для армии, быстро деморализующихся, начинающих промышлять мародерством и даже бандитизмом, и требовал начать с этим борьбу «самыми быстрыми, радикальными, а в некоторых случаях и суровыми мерами». О массе самовольных отлучек нижних чинов и даже офицеров, о повсеместных беспорядках и поджогах в тылу в то же время телеграфировал начальнику снабжений Юго-Западного фронта Алексеев. Дезертирство проникло глубоко в тыл России: в декабре 1915 г. толпы бродячих солдат появились в Московском военном округе.

Глубокой осенью 1915 г. побеги солдат из эшелонов, идущих на пополнение действующей армии, еще более усилились. Зимой 1915–1916 гг. возникло новое явление: побеги с санитарных поездов легко раненых, которые либо бежали к себе в деревни, либо бродили по окрестным селениям. Весной 1916 г. только на Юго-Западном фронте задерживали около 5 тыс. дезертиров в месяц. Волна дезертирства нарастала, с осени 1916 г. она стала особенно мощной и уже не ослабевала вплоть до конца войны.

Дезертирство на разных фронтах имело различные формы. Так, на Юго-Западном и Румынском фронтах солдаты просто бежали домой, и сами ротные командиры признавали, что «умные повтикали, а дураки остались». На Западном же и особенно на Северном фронтах главным видом дезертирства было бродяжничество: солдаты под различными предлогами покидали свои части и вращались на театре боевых действий. Такая форма ухода от войны была связана с громадным масштабом позиционных работ на этих фронтах, с сильным контролем со стороны командования прифронтовой зоны и близостью столичного региона, позволявшего «раствориться» в нем. Здесь бытовали такие формы дезертирства, как самовольные отлучки, отставание от эшелонов, «командировки» за покупками, поездки без документов, или с просроченными документами, или с документами, подписанными не командиром части, или и вовсе по подложным документам, или не по направлению, указанному в документах, и т.п.

«Легальные» дезертиры, составлявшие на Северном фронте ¾ всех задержанных солдат, бродили по этапам, гражданским тюрьмам, гауптвахтам, куда они неоднократно попадали после очередной поимки. Являясь на этапы босыми и даже «голыми», они чуть ли не в первый день прибытия заново обмундировывались. Потери обмундирования достигали «ужасающих размеров», так как солдаты часто продавали его гражданскому населению. Крестьяне некоторых деревень в прифронтовых губерниях были сплошь одеты в военную форму, что в свою очередь затрудняло поиск среди них дезертиров. Бродячие солдаты часто устраивались на работы в прифронтовых городах, жили в притонах с сожительницами или с проститутками, занимались кражами, грабежами, подделкой документов для других дезертиров, сбытом обмундирования, просили милостыню. В тылу фронта появились авантюристы из числа дезертиров, выдававшие себя за офицеров, агентов снабжения продуктами и т.п. Дезертиры легко включались в беспорядки на этапах и распределительных пунктах (например, в Гомеле и Кременчуге осенью 1916 г.). Повсеместными были оскорбления дезертирами полицейских и жандармов на железной дороге, вплоть до драк и выбрасывания их из поездов. Шайки дезертиров появились даже в Астрахани.
Именно солдаты-бродяги из действующей армии, а не солдаты Петроградского гарнизона, как иногда пишут в литературе, ежедневно заполняли улицы столицы, что так часто бросалось в глаза современникам. Нередко из-за бродяг-солдат в Петрограде вспыхивали мелкие стычки, даже целые побоища с полицией, где толпа, как правило, вставала на сторону солдат. Будущие февральские битвы солдат и горожан с полицией таким образом апробировались на столичных улицах и особенно участились накануне революции.

Сколько же всего было дезертиров в царской армии в годы Первой мировой войны? Согласно данным Ставки, до весны 1917 г. их насчитывалось 195 тыс.41 В историографии количество дезертиров иногда оценивают в 1.5–2 млн. При этом историки-эмигранты склонны занижать данные, доказывая, что дезертирство получило широкое распространение вследствие революции.

По всей вероятности, те цифры, которыми располагала Ставка, рассчитывались из числа задержанных при побеге с фронта в тыл. Так, на Северном фронте, согласно данным контрольных участков Двинского и Петроградского военных округов, с ноября 1915 г. по февраль 1917 г. были задержаны 56 176 человек. На Западном фронте, по данным Ставки, до марта 1917 г. задержали 13 648, на Румынском фронте – 67 845 человек. На Юго-Западном фронте, по сведениям, поступавшим от начальников военно-полицейских команд, местных губернаторов и начальников военных округов, к марту 1917 г. насчитывалось 64 582 задержанных дезертиров. К ним следует прибавить арестованных жандармами на железных дорогах внутри России (в 1915 г. – 148 803, а в 1916 г. –74 753 человека). Таким образом, только по официальным данным военных и жандармских учреждений на фронте и в тылу были задержаны около 420 тыс. человек, что на порядок превышает количество дезертиров в германской (35–45 тыс.) и британской (35 тыс.) армиях.

Менее всего сведений о количестве дезертиров, осевших во внутренних губерниях России. По сведениям гражданских властей, на каждую деревню приходилось по одному, иногда по два и редко три найденных дезертира, т.е всего около 300 тыс. человек. В целом же по стране с конца 1914 г. до марта 1917 г. задерживалось и проживало по месту жительства около 800 тыс. дезертиров. Общие же цифры дезертиров зависят стороны рассматривающей вопрос. Сторонники царизма ака Головин считают в меньшую сторону, сторонники советской интерпретации завышают. Все авторы при этом ссылаются на сведения от бывшего председателя Государственной думы М.В. Родзянко, согласно которым до Февраля 1917 года насчитывалось 1,5 миллиона дезертиров.

Источники:
Асташов А.Б. - Война, плен и дезертирство в XX веке
Головин Н.Н. - Россия в Первой мировой войне.
Днепровский А. - Записки дезертира
Миронов Б.Н. - Социальная история России периода империи
Нарский И.В. - Фронтовой опыт русских солдат в «германской» войне до 1917
Россия в мировой войне 1914–1918 года (в цифрах)

scharapow_w: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] bigfatcat19 в Игорь Бабулин - красавчик жи есть!
Сколько читаю - не может надоесть!
***
Нормальные исследования проводит
А украинские историки - все ангажированные.




(картинка беззастенчиво дернута из журнала bmpd).

В серии "Ратное дело" издательство "Русские витязи" выпустило уже четыре книги по русской военной истории 16 века:



Книга "Борьба за Украину и битва под Конотопом 1658-1659 гг." отличается от трех вышеперечисленных прежде всего объемом. Это нормальный полновесный том размером несколько меньше А4, в котором ни много ни мало - 399 страниц. Это именно книга, а не брошюра, и книга, изданная превосходно. Отличная бумага, масса иллюстративного материала, карты - топографические и планы кампаний - все это присутствует в нужном количестве и помогает воспринимать материал. Много отличных фотографий современных реконструкций участников событий: русских стрельцов и рейтар, казаков - украинских и русских, европейской наемной пехоты на службе у Выговского. Этот метод подачи иллюстративного материала, давно уже широко применяемый на Западе, только начинает завоевывать свое место в трудах наших историков. Нет, конечно, всякий косплей русичей уже бывал в книжках про русский воинский бой мечами (реконструировано по этнографическим экспедициям, былинам, иконам и фильму "Илья Муромец"!). Но тут у нас настоящая историческая реконструкция, а не толкиновский гоблинятник.

В должной степени представлена критика источников и предыдущих работ по теме. Автор не мог не удержаться от того, чтобы немного подпалить украинские исторические мифы - но что поделать, без этого в данной теме просто никак. В конце концов, современная историческая наука Украины во многом представляет собой этот самый миф, так что никуда не деться от разбора их "трудов". Впрочем, досталось и коллегам-россиянам, в том числе и патриотической направленности, что не может не радовать.

В работе разобрана политика нашего дорогого Владимира Владимировича Алексея Михайловича, долгое время косплеившего любимого мультипликационного героя воспитателей советских детских садиков: Этот косплей дорого обошелся русским ратным людям и оставшимся верными России жителям Украины. Раскрыта социальная база мятежа Выговского, его цели (через корреспонденцию гетмана) и методы войны с русскими (время от времени каяться, идти с повинной, чтобы потом снова взяться за свое). Полагаю, что только конотопская катастрофа, в которой погибли личные друзья царя и цвет московской молодой аристократии (в те времена было принято, чтобы дети топ-менеджеров госкорпораций, министров и членов администрации президента царя не упарывались со шлюхами на Лазурном Берегу, а отжигали на коне с вострой сабелькой), вразумила Тишайшего и он окончательно оставил надежду унять поляка добром. Конотопская битва разобрана еще подробнее, чем в предыдущих работах автора. Я, если честно, немного не согласен с оценкой Игоря Борисовича относительно действий Пожарского в последнем бою воеводы. По-моему, князь, очевидно, зарвался, сбивая один заслон татар за другим и гоня их перед собой, так, что когда въехали собственно в орду, поворачивать было уже поздно. Может князь и не орал: "Давай, б...дь, хана, Давай калгу!", но и считать эту безумную атаку продуманным и нужным действием мне, лично, сложно. Это, разумеется, мнение любителя, но, в общем, косплей Пожарского, который через 219 лет устроил Кастер с седьмым кавалерийским оценивают, все-таки, как провал от недооценки противника.

Книгу я купил еще в сентябре, но вот только сейчас руки дошли. В метро и экспрессе она приобретает правильный обтрепанный вид, а потом займет почетное место у меня на полке. Брошюры по 50-70 страниц тоже хорошо, но я люблю, когда гримуаром можно убить нах, пусть он и в мягкой обложке. Бумага - отличная, белая, плотная, поэтому цветные картинки идут не на вклейках, а прямо в тексте. Дай Бог, чтобы таких книг было больше.

scharapow_w: (Default)
Я, естественно, по теме писал неоднократно, но т.к. считаю ее чрезвычайно важной повторю, хоть и кратко - тезисно:
1) Единственной обьективной причиной застоя в СССР и его развала был идеологический тупик - все остальные носили субьективный характер. Последние реальные идейно-теоретические работы вышли под авторством И.Сталина в нач. 50-х годов (!)
2) Не надо и даже вредно "изобретать велосипед" - хороших капитализмов не бывает, в принципе, поэтому нужно творчески подойти к нашему неоценимому опыту по построению общества социальной справедливости (а такого нет НИ У КОГО в мире!), "актуализировать" его и заменить устаревшие и деструктивные части коммунистической теории, а именно - вульгарный материализм на мораль и духовность (опираясь на традиционную религию). Конечно это не должно касаться плановой экономики - только вот планирование должно быть перспективным, а не "от достигнутого" - все технические средства сейчас для этого есть!
Да, примерно об этом околокремлевские политологи последние годы говорят (идеологами их назвать нельзя - таких вообще, к сожалению, НЕТ на горизонте - я сам могу лишь проект ТЗ по теме составить - не более...), но ведь этими разговорами они, де-факто, прикрывают продолжающиеся либерально-капиталистические "реформы" в РФ!
Без идеологии, кстати я тоже об этом писал, не видать нам и союзников в мире - знамя то нет, непонятно куда, за кем идти...


Оригинал взят у [livejournal.com profile] kolybanov в Опрос: Какая идеология подойдёт России?
Уже очевидно, что отсутствие идеологии и приводит к появлению Варвар Карауловых, которых агитируют в радикальный ислам, или вообще отморозков, не верящих ни во что и ни в кого, так сказать ОДИН БИЗНЕС и ничего личного. А ведь страна никогда не сможет решить ни одной тяжёлой задачи, требующей самоотверженности от людей БЕЗ ИДЕОЛОГИИ. Сначала ответим на вопрос - можно сконструировать новую идеологию для конкретной, сегодняшней России?

главный идеолог М.А. Суслов с Л.БрежневымRead more... )

scharapow_w: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] george_rooke в Крымский вопрос - окончание
Цикл закончен.

Полные ссылки на "Спутнике и Погроме" на все 11 частей:
Часть 1: краткая история Крыма до русского владычества
Часть 2: обстановка в Европе накануне присоединения Крыма
Часть 3: Крым – наш!
Часть 4: английская интрига и путешествие императрицы в Крым
Часть 5: Война с Турцией и Швецией
Часть 6: империя в кольце фронтов
Часть 7: Кровь, пот и слезы
Часть 8: Трудный год
Часть 9: Балтийский гамбит
Часть 10: Турецкий фронт
Часть 11: Очаковский кризис

Небольшой отрывок из последней части:

29 марта 1791 года в Палате лордов случились жаркие дебаты. Питт был изумлен: оппозиция его провоенной политике за неделю возросла на 100 голосов! А выступления лордов и вовсе оказались холодным душем.
Герцог Фитцвильям осведомился у премьера, каким образом потеря турками Очакова, Крыма и Аккермана угрожает жизненным интересам Англии. Лорд Порчестер заметил, что помимо трат на войну придется терпеть убытки от прекращения торговли с русскими. Лорд Карлайл заявил, что Россия почти век остается историческим союзником Англии. Лорд Лафборо спрашивал, какую цель преследует ввод в Балтику британского флота: он поможет сухопутной армии Пруссии захватить Петербург и взять Москву? Как показали события недавней войны между Россией и Швецией — вряд ли. Лорд Уикомбл напомнил, что в 1720-х годах британский флот уже входил в Балтику ради давления на Россию, но ни разу не достиг своей цели. И вообще, как можно ставить целью войны возврат Крыма и Очакова туркам? В чем здесь выгода для Англии?
Далее выступал лорд Норфолк. Он начал свое выступление с того, что новая война означает новые налоги и поборы, а это ухудшит и без того трудную экономическую ситуацию в Англии. Лорд вопрошал: "А какое оскорбление получили мы от России? Она как-то задела наши интересы или оскорбила нашу честь? Она вторглась на нашу территорию или послала вызов на войну Великобритании? Россия ничего из этого не делала, и все же мы собираемся воевать с ней."
Ну а потом взял слово лидер оппозиции Чарльз Фокс. Пока он выступал, Питт не раз ерзал на стуле. Фокс размазал Питта по стене обычной географией.
"Зачем мы хотим начать войну с Россией? Чтобы вернуть туркам Крым и Очаков? Но тогда надо идти туда и воевать в Черном море. Мы же собираемся вести флот в море Балтийское, которое находится за полторы тысячи миль и от Очакова, и от Крыма.
Но самое смешное в том, что мы воюем за город на краю ойкумены, который… достанется не нам. Более того, если бы он достался нам — он нам все равно был бы не нужен, ибо находится в далеком море, через три пролива, и не имеет ни малейшего стратегического значения.
Не кажется ли вам, уважаемое собрание, что ради начала войны с Россией нам подсовывают совершенно нелепый и глупый повод?"
Фокс заявил, что вместо войны с Россией надо иметь с ней союз, и что он, Чарльз Фокс, готов его заключить, если будет избран главой правительства. Более того — оппозицией уже разработан целый ряд мер и шагов, которые могут склонить Россию к такому союзу.




Ну и под катом несколько размышлизмов - как я сам оцениваю проделанную работу.

Read more... )

Profile

scharapow_w: (Default)
scharapow_w

December 2017

S M T W T F S
     1 2
34567 8 9
101112131415 16
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 09:21 am
Powered by Dreamwidth Studios